Отметим, ВГУ является бесспорным лидером в регионе по количеству действующих малых инновационных предприятий. Его научные разработки отобраны и будут применены в высокотехнологичных производствах «Воронежсельмаша» и «Эфко». Между тем, по мнению проректора ВГУ Татьяны Давыденко, уровень коммерциализации инновационной деятельности «остается недостаточным и не соответствующим научному и инфраструктурному потенциалу университета».
Как следует из слов Татьяны Давыденко, на данный момент финансовая база инновационной деятельности ВГУ формируется из нескольких источников: средства Программы стратегического развития ВГУ (4 млн рублей), средства Программы развития инновационной инфраструктуры (90 млн рублей), средства от приносящей доход деятельности (10 млн рублей в год).
Кроме того, научные разработки двух научных коллективов ВГУ получат федеральную субсидию в размере 260 млн рублей за победу в открытом публичном конкурсе 2012 года по отбору организаций для реализации проектов по созданию высокотехнологичного производства (совместно с ОАО «Воронежсельмаш» и ОАО «Эфирное»). Всего на конкурс было подано 280 заявок, поддержана 71. Из 22 победителей среди федеральных и классических университетов (в том числе национальных исследовательских), только семь вузов получили поддержку по двум проектам. Сейчас ученые математического, физического и химического факультетов готовят еще четыре заявки на участие в конкурсе с ОАО «РИФ», ОАО «Турбонасос», ОАО «КБХА» и ООО «Грибановский машиностроительный завод».
Вместе с тем Татьяна Давыденко указывает на недостаточность финансирования не самых «доходных» сфер НИР (психологии, социологии, филологии, истории, менеджмента, экономики, юриспруденции).
«Заказы на эти работы зачастую идут мимо университета через частные фирмы или напрямую ученым. Например, рынок маркетинговых исследований в целом по стране оценивается примерно в 130 миллионов долларов. Но ни один из заказов на такое исследование не попадает в университет, имеющий квалифицированных специалистов, возможность привлечения к массовым опросам студентов, обучающихся на соответствующих специальностях», — поясняет она.
Инновационная структура воронежского госуниверситета включает центр коммерциализации технологий, бизнес-инкубатор, технопарк, а также сеть малых инновационных предприятий (МИП), созданных с участием университета. При этом в 2011 году ВГУ занимал шестое место по количеству созданных МИП среди 101 вуза ЦФО. В настоящее время зарегистрировано 21 хозяйственное общество. Совокупный уставной капитал этих предприятий составляет 783 тыс. рублей. В МИП ВГУ создано 137 рабочих мест (68 рабочих мест — в 2011 году); в рамках программ Фонда содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере выполнено проектов на 56,7 млн рублей (49,2 млн рублей — в 2011 году). Объем выпуска продукции и услуг составил 75,3 млн рублей (10,7 млн рублей — в 2011 году).
Казалось бы, отличные результаты, до которых многим вузам еще расти и расти. Чего не хватает ВГУ для полного счастья? Как следует из слов госпожи Давыденко, вузу не хватает, прежде всего, системности в работе по коммерциализации научных результатов ученых ВГУ, предполагающей тесные интеграционные связи между промышленными компаниями и ВГУ.
«Возникает вопрос: а сколько реально действующих МИП? Из каких источников финансируется их деятельность? Если это только гранты федеральных и региональных фондов и отсутствуют реальные инвесторы и заказчики продукции, то либо нужно оказать МИП необходимую помощь, либо их нужно закрывать», — рассуждает Татьяна Давыденко.
В связи с этим в ВГУ уже начат аудит созданных предприятий, по результатам которого будет сделан вывод, какие предприятия необходимо поддерживать в дальнейшем и в плане поиска новых технологий, и в плане поиска инвесторов.
Проректор убеждена, что в данный момент университету не нужно брать количеством МИП, а сконцентрироваться на увеличении эффективности деятельности существующих малых инновационных предприятий. Ведь МИП — только начало работы, которое может вырасти до совместных предприятий, ассоциаций.
Для начала необходимо урегулировать арендные отношения предприятий и университета. Так, были сложности с регистрацией прав собственности на площади бизнес-инкубатора, с проведением оценки стоимости аренды и т.п. На сегодняшний день эти проблемы решены. Общий объем арендных платежей в 2013-2015 годах составит почти 2 млн рублей.
По подсчетам проректора, расходы университета на содержание инновационной инфраструктуры (зарплаты, коммунальные платежи и т.д.) чуть более 3,9 млн рублей, из них 6% (234 тыс. рублей) — из общеуниверситетского фонда.
«Следует отчетливо понимать, какой объем средств уходит на содержание структуры, способной в перспективе работать в режиме самоокупаемости. И если университет финансирует сейчас инновационные структуры, то это финансирование должно осуществляться на возвратной основе», — считает проректор.
По ее мнению, такой подход обеспечит финансовую ответственность подразделений инновационной инфраструктуры, оптимизацию распределения материально-технических и кадровых ресурсов, стимулирование руководителей всех уровней к достижению целей своих подразделений, контроль текущей деятельности, плановую дисциплину.
«Несмотря на положительную динамику в области коммерциализации научно-технической деятельности ВГУ, ее уровень остается недостаточным и несоответствующим научному и инфраструктурному потенциалу университета», — говорит проректор.
Для решения этой проблемы Татьяна Давыденко предложила создать Совет по коммерциализации, в который войдут представители факультетов ВГУ, имеющих коммерчески значимые разработки, и представители бизнеса, заинтересованные в создании на базе научных разработок ВГУ устойчивого прибыльного бизнеса.
Кроме того, в вузе будет разработана Программа коммерциализации научных разработок до 2015 года, в которой будут прописаны конкретные механизмы развития инновационной деятельности. Задача максимум — к 2016 году Управление инновационной деятельности должно выйти на самоокупаемость, университет должен получать доход от деятельности созданных при его участии МИП.
Так, по словам Давыденко, в программе будут отражены меры по вхождению исследовательских коллективов в технологические платформы, Программы инновационного развития госкорпораций и компаний (включающие формирование пакета проектных идей для каждой платформы, разработку и реализацию дорожных карт, включение представителей ВГУ в управление технологическими платформами и др.).
«Важно понимать, что коммерциализация инновационных продуктов — это не только и не столько вопрос наличия ученых и средств на проведение работ, а прежде всего вопрос существования менеджерских команд, которые смогли бы эти продукты успешно вывести на рынок. Именно поэтому для каждого инновационного проекта нам необходимо создавать сильную высокопрофессиональную команду менеджеров, ответственную за его коммерциализацию», — отмечает проректор ВГУ.
Она убеждена, что все эти мероприятия позволят кардинально изменить такую важную составляющую деятельности вуза, как инновации и, соответственно, вывести на достойный уровень коммерциализацию результатов научной деятельности ВГУ. Иными словами, сделать так, чтобы бизнес понял, как нужны ему научные разработки гениев ВГУ. А гении — научились работать для реального бизнеса.