Версий неудачного старта спутника «Интелсат-27», который выводила на орбиту украинская ракета-носитель «Зенит-3SL» с плавучей платформы в Тихом океане «Морской старт», становится все больше. В понедельник источник «Интерфакса» в космической отрасли дал понять, что авария произошла из-за первоначальных конструкторских недоработок ракеты-носителя – он якобы была неуправляема еще до старта.
По словам собеседника агентства, аппаратура, обеспечивающая работу рулевых приводов, которые отвечают за поворот сопел двигателя на первой ступени ракеты-носителя, отказали за секунды до запуска
Из-за этого «рулевые приводы не могли управлять поворотом камер двигателя в нужном направлении», пояснил источник. В результате ракета отклонилась от курса – это и зафиксировали приборы спустя 11 секунд полета. «Таким образом, ракета “Зенит” сразу после старта была неуправляемая. Устройство отказало еще до момента отрыва ракеты от стартового стола», — пояснил собеседник.
В Роскосмосе, который огласил предварительные итоги расследования аварии в минувшие выходные, придерживаются противоположной позиции. Как сообщил ИТАРС-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Роскосмоса, двигательная установка первой ступени и система управления ракеты-носителя работали в штатном режиме.
«Анализ документации, проведенный в течение сегодняшнего дня на предприятиях-изготовителях двигательной установки (НПО “Энергомаш”, производившей двигатель первой ступени) и системы управления ракеты-носителя, показал, что отклонений при их изготовлении не было», — отметили в пресс-службе. Комиссия по расследованию аварии сейчас пытается выяснить, чем вызван сбой на начальном этапе полета «Зенита» — именно из-за сбоя была сформирована команда на аварийное выключение двигательной установки первой ступени.
В воскресенье свое мнение высказала компания «Морской старт». Там отметили, что этап подготовки ракеты-носителя к старту прошел в штатном режиме — в полном объеме были выполнены все необходимые мероприятия, все системы работали нормально.
Проблемы, природу которых пока установить не удалось, начались на 11 секунде полета.
«Система управления ракет зафиксировала отклонение по крену, превышающее запрограммированное, и в соответствии с заложенной программой выдала команду на аварийное выключение двигателя первой ступени — эта команда предусмотрена на случай потери управления ракетой», — заявили в «Морском старте». В сообщении компании говорится, что проблемы, скорее всего, связаны с недоработками «Зенита» — причем представителям «Морского старта» об этом сказали в НПО «Энергомаш».
Подчеркивается, что неполадки могли возникнуть в системе управления вектором тяги первой ступени ракеты-носителя.
Про неполадки в системе управления ракеты-носителя в отрасли говорили сразу после ЧП. «Пятидесятые-шестидесятые секунды — это время прохождения ракетой максимальных аэродинамических нагрузок, и поскольку это время является наиболее трудным с точки зрения управления ракетой, скорее всего, авария произошла из-за сбоя в системе управления, что, в свою очередь, может означать целый комплекс причин. К примеру, либо были выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись», — сказал собеседник агентства.
Авария ракеты-носителя «Зенит-3SL», которая должна была вывести на орбиту спутник связи «Интелсат-27», произошла в 10.56 по московскому времени в минувшую пятницу. Спутник выводился на орбиту с плавучего космодрома — платформы Odyssey в Тихом океане в рамках международной коммерческой программы Sea Launch («Морской старт»), в которой участвует российская РКК «Энергия». Не прошло и минуты, как стало ясно, что запуск прошел не в штатном режиме. «Примерно через 40 секунд после старта вся телеметрия (с ракеты) пропала», — заявили после аварии в сообщении корпорации Sea Launch AG.
Затем у ракеты отключился двигатель. «Произошла нештатная ситуация, аварийное отключение двигателя первой ступени, примерно на 50-й секунде полета. Сейчас разбираемся, что произошло», — сообщил тогда журналистам глава РКК «Энергия» Виталий
Спутник на орбиту должна была вывести ракета-носитель «Зенит-3SL», которую производит украинское КБ «Южное». Далее по плану включался разгонный блок ДМ-SL, который был создан в РКК «Энергия». Двигатель первой ступени — РД-171М, установленный на украинской ракете, был сделан российским НПО «Энергомаш», об этом говорится на сайте компании в информации с анонсами запусков на февраль. В «Энергомаш» поспешили заявить, что с их двигателем все в порядке.
«Двигатель отработал абсолютно штатно: штатно произведен пуск, штатно отработал 20 секунд, штатно отключился по сигналу системы аварийного выключения двигателя. Именно штатно, без каких-либо замечаний», — сказал «Интерфаксу-АВН» руководитель предприятия — исполнительный директор НПО «Энергомаш» Владимир Солнцев. «К двигателю претензий нет. Это 100% гарантия», — добавил он, отвечая на вопрос, могла ли авария произойти из-за того, что двигатель первой ступени не смог набрать необходимую тягу.