Всё что мы видим, слышим, читаем, воспринимаем тем или иным образом распределяется у нас по группам, классам, категориям. Иными словами, наш мозг формирует концепции объектов и явлений: например, пожилая женщина попадёт в категорию «бабушка», вне зависимости от того, как её зовут, откуда она и сколько ей лет.
Профессор Родриго Квиан Кирога из Университета Лестера (Великобритания) с коллегами из Тель-Авивского университета (Израиль) и Калифорнийского технологического института (США) пришли к выводу, что для концепций в нашем мозгу отведены отдельные группы нейронов, которые реагируют на предметы из одного класса. В их эксперименте участвовали, как это часто бывает, больные эпилепсией, которым вживили в мозг электроды, чтобы определить эпилептические зоны. Подопытным показывали на экране разные объекты (например, Люка Скайуокера) и одновременно следили за реакцией нейронов.
В итоговой статье, опубликованной в журнале Scientific American, сообщается, что на один и тот же объект в мозгу реагировала всегда одна и та же группа нервных клеток. Нейроны отвечали независимо от того, как именно объект появлялся на экране: Люк Скайуокер мог повернуться спиной, боком или встать на голову, и всё равно на него отзывались одни те же нейроны, отвечающие за «концепцию» Люка Скайуокера. Однако при этом некоторые из «нейронов Скайуокера» возбуждались при появлении магистра Йоды — ведь оба персонажа входят в категорию «Звёздные войны». При этом ни «нейроны Йоды», ни «нейроны Скайуокера» никак не воспринимали появление актрисы Дженнифер Энистон.
Важно отметить, что информация о Скайуокере, Йоде или г-же Энистон была разной: их могли увидеть на экране, их имена могли прочесть или услышать — и всё равно нейроны реагировали на свою категорию. За «концептуальную бирку», по словам учёных, отвечало совсем немного клеток, порядка тысячи, так что, очевидно, мозгу с его миллиардами нейронов должно хватать ресурсов на самые разные концепции. Ключевую роль эти нейроны должны, разумеется, играть в процессах запоминания и вспоминания, чтобы как-то справиться с огромным объёмом сведений, поступающих и складируемых в голове.
Подготовлено по материалам Университета Лестера.