Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, как сообщает его пресс-служба, в это утро совершит Божественную литургию в Свято-Даниловом ставропигиальном монастыре. Вечером, в 17.00, в ознаменование начала поста патриарх совершит вечерню с чином прощения в храме Христа Спасителя. Подобные службы пройдут и во всех храмах Русской православной церкви.
Во время совершения особого чина прощения после вечерни священнослужитель от имени верующих читает молитву о том, чтобы Господь помог людям достойно выдержать пост. Затем духовенство, начиная с патриарха, просит прощения у всех людей, находящихся в храме, а миряне просят прощения у духовенства и друг у друга.
Кроме того, в это воскресенье верующие пытаются примириться со всеми домочадцами и знакомыми, которых могли чем-то обидеть или на которых сами могут держать за что-то обиду.
По словам первого зампредcедателя патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерея Димитрия Смирнова, в самом процессе прощения заключена «глубокая духовная истина», которая заключается в том, что «если наша душа способна на прощение, то она способна воспринять и прощение от Бога».
«Чин прощения сложился в монастырях — в тесной монашеской общине, как в семье, всегда возникают какие-то трения, какие-то обиды. И монахи ежевечерне, перед тем как отойти ко сну, просили друг у друга прощения, чтобы освободить душу от всех этих вещей… И мы, миряне, тоже совершаем этот чин, уходя на Великий пост, потому что это время покаяния, а покаяние есть попытка испросить у Бога для себя прощение», — сказал РИА Новости Смирнов.
Он отметил, что, говоря о необходимости примирения с другими людьми, Церковь в Прощеное воскресенье призывает всех верующих «показать личный пример, как это нужно делать». «Хотя, конечно, просить прощения нужно сразу же после того, как что-то возникло между людьми, не тая обиду», — добавляет священник.
В Прощеное воскресенье последний раз перед Великим постом употребляется скоромная (непостная) пища. Сорокадневный Великий пост является основным, самым продолжительным и строгим из четырех многодневных постов. Он связан с евангельским преданием о том, как Христос 40 дней постился в пустыне.