Чем дальше в прошлое пытаются заглянуть историки, тем меньше они обнаруживают археологических свидетельств материальной культуры. Так получилось, что для идентификации многих древнейших обществ на планете используется керамика – один из первых материалов, подчинившихся власти человека.
Учёные уверены: керамическая посуда появилась в конце последней ледниковой эпохи в качестве изобретения охотников-собирателей и, впоследствии доказав свою полезность, заняла важное место в жизни практически всех культур неолита.
Хотя старейшим изделием из глины считается Венера из Холе-Фельс – женская фигура, обнаруженная в Альпах и датируемая 35-40 тысячелетиями, самым древним найденным образцом керамической посуды являются черепки из «пещеры бессмертных " на юго-востоке Китая, возраст которых составляет около 20 тысяч лет.
В статье, опубликованной в журнале Nature, учёные из Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии пишут, что, хотя их находка не старше статуэтки из Германии или керамики из Китая, зато является самым ранним известным науке использованием глиняной посуды для приготовления пищи.
Учёные исследовали более сотни фрагментов керамической посуды, которые были собраны с 13 археологических объектов Страны восходящего солнца. Анализ соотношения углерода и азота в соскобах внутренней стороны горшков и черепков показал, что в 75% случаев посуда использовалась для приготовления пищи, состоящей из озёрной или морской рыбы, моллюсков и так далее.
Дальнейшее исследование 57 керамических фрагментов позволило установить, что по меньшей мере одна треть всех образцов содержит следы жирных кислот, происходящих из водных организмов. По словам учёных, следы от пищи, служившие объектом анализа, образуются в течение длительного времени и являются надёжным свидетельством того, что сосуды, имевшие объём от одного до четырёх литров, были не просто контейнерами для хранения, а являлись котелками для приготовления еды.
По словам авторов открытия, вся исследованная керамика относится к самому раннему этапу развития культуры Дзёмон. Своё название, означающее “след от верёвки”, культура получила именно из-за характерного орнамента керамических изделий.