В момент прослушивания того или иного музыкального отрывка по активности мозга человека в области, которая известна, как центр удовольствий, можно с очень высокой вероятностью предугадать нравится человеку то, что он слышит, или нет. И, если нравится, то насколько сильно.
По словам руководителя исследовательской группы из Института неврологии при Университете МакГилла в Монреале (Канада) доктора Валори Салимпур, именно эта часть мозга вовлечена в формирование наших позитивных ожиданий. Прослушивание хорошей музыки вызывает сильные позитивные эмоции и является одним из самых сильных эмоциональных удовольствий для человека.
Поэтому предвкушая прослушивание нового музыкального произведения, мозг человека формирует определенные ожидания относительно этого действия.
Бурная активность в центре удовольствия головного мозга свидетельствует о том, что эти ожидания оправдали себя, и человек готов потратить деньги на покупку диска.
Однако, не все ограничивается лишь активностью в этой части мозга. Дело в том, что центр удовольствия связан и активно взаимодействует со слуховой зоной коры головного мозга. Чем больше нравится прослушиваемая музыка, тем активнее взаимодействие между этими двумя зонами.
Похожие взаимодействия зафиксированы между центром удовольствия и зонами мозга, ответственными за создание высокоуровневых соотношений, запоминание сложных отрывков и теми частями мозга, которые отвечают за связь между эмоциональной ценностью и руководством к тому или иному действию.
Иными словами, мозг определяет ценность музыки посредством связи и взаимодействия между древнейшим центром мозга, ответственным за удовольствия, который играет важнейшую роль в закреплении поведенческих моделей, совершенно необходимых для выживания (например, еда и секс и т.д.), и наиболее совершенными и сложными в эволюционном плане зонами мозга, отвечающими за процессы познания.
«Это удивительно еще и потому, что музыка состоит из отдельных звуков, которые, если слышать их по отдельности, не будут производить подобного эффект. Но организованные уникальным образом отдельные звуки могут быть удовольствием и восприниматься мозгом именно как удовольствие», – говорит один из руководителей лаборатории исследования воздействия музыки и звуков на мозг. – «Интегрированная активность мозговых зон, ответственных за запоминание, прогнозирование и эмоции позволила нам уверенно отнести музыку к эстетическим и интеллектуальным удовольствиям».
Характерно, что активность мозга была разной у всех людей, которые добровольно согласились принять участие в исследовании, в зависимости от того, решали ли они купить тот или иной диск, или откладывали как понравившийся меньше. Ученые также говорят о том, что слуховая зона коры мозга у каждого человека совершенно уникальна, а значит, что и музыка, которую слышит каждый, совершенно уникальна в какой-то степени. К тому же, восприятие музыки связано с испытанными ранее чувствами и эмоциональными ассоциациями, которые тоже совершенно разные у всех людей.
Мы постоянно делаем выбор в пользу тех или иных удовольствий и ощущений, и проведенное исследование дает нейробиологическое основание утверждать, что возможно предсказать действия человека в зависимости от стимула, наблюдая за его мозговой активностью. По мнению ученых, у сделанного ими открытия очень большие перспективы применения в самых разных областях науки, прежде всего в нейробиологии и психиатрии.
Для применения этого открытия в продажах маркетологам придется придумать, как и чем заменить в музыкальных магазинах магнитно-резонансный томограф, с помощью которого велись наблюдения за активностью мозга в исследовании, чтобы понимать, что нравится потенциальным покупателям, а что нет.