Произойдет это благодаря глобальному потеплению.
Доклад о проведенном исследовании опубликован в научном журнале Proceedings of the National Academyof Sciences Plus. Гипотеза относительно навигационного потенциала Арктики основана на независимом климатическом прогнозе на период с 2040 по 2059 год. Если верить этим прогнозам, к середине столетия даже обычные торговые и грузовые суда смогут свободно пересекать Арктику в таких местах, где сегодня это просто невозможно себе представить.
«Все происходящее просто невероятно, и не только с точки зрения того, каким изменениям подвергнется вся экосистема Арктики, но и новых перспектив развития экономики», – говорит руководитель исследовательской группы, профессор географии Калифорнийского университета Лос-Анджелеса Лоуренс Смит.
Ледяной покров, сковывающий Северный ледовитый океан, через 30-40 лет настолько истончится, что полярные ледоколы смогут без труда прокладывать путь для грузовых судов прямо через Северный полюс, соединив практически по прямой два побережья Атлантики с Тихим океаном.
«Раньше никому и в голову не приходило всерьез рассуждать о такой возможности, – говорит профессор Смит, – и к этим перспективам нужно быть готовыми».
Протяженность такого маршрута – через Северный полюс по Северному ледовитому океану – на 20% короче, чем те арктические пути, которыми судоходные компании пользуются сегодня. А для кораблей, следующих, например, из Голландии на Йокогаму, в Японию, новый арктический путь будет короче на 40% по сравнению с тем, по которому они следуют сегодня – через Суэцкий канал. Правда, навигация в Арктике через 40 лет не станет круглогодичной, и это тоже нужно будет учитывать.
Даже печально известный своей ненадежностью Северо-Западный проход, вдоль берегов Канады, станет более комфортным для хождения по нему не только арктических судов, укрепленных для противостояния полярным льдам, но и обычных торговых и грузовых судов, не приспособленных для полярных условий.
Авторы статьи также считают, что новые навигационные возможности позволят торговым компаниям не платить высокие пошлины России за пользование Северным морским путем. Хотя, здесь возникает другая проблема – территории, по которым пройдет новый путь, не контролируются с точки зрения защиты окружающей среды, безопасности судов и грузов, а также менее доступны для спасательных операций в случае каких-либо катастроф.
Появление новых транспортных коридоров в Арктике негативно скажется на доходах Египта и Панамы – они должны быть готовы к существенному снижению поступлений от пошлин за прохождения судов по Суэцкому и Панамскому каналам.