IQ ребенка не гарантирует успехов в математике

Ученые, о работе которых подробно рассказывается в журнале Child Development, воспользовались данными долговременного немецкого исследования 3520 школьников с 5 по 10 класс. На протяжении нескольких лет подряд в рамках этого исследовательского проекта у детей определяли не только IQ, но и уровень их мотивации, самооценку и особенности того, как они изучают новый материал. То есть исследователи не просто выясняли то, умеет ли ребенок решать положенные по программе задачи, а пытались понять как именно у него сформировался подобный навык.

Итоговый анализ показал, что IQ — результат специальных тестов на интеллектуальные способности — определяет разве что первоначальные успехи. Далее вклад этого фактора становится пренебрежимо мал и на первое место выходит совсем другое. Что именно?

Значимым фактором является мотивация: заинтересованные в изучении предмета дети с меньшим IQ обходят тех, кому математика не интересна и кто при этом демонстрирует лучшие результаты в тестах «на интеллект». Кроме того, зубрилы проигрывают тем, кто пытается разобраться в предмете: многократное повторение и заучивание доказательства теорем наизусть оказались, как и можно было предположить изначально, плохим подспорьем в изучении математики.

Эти выводы могут показаться тривиальными и напомнить расхожую студенческую поговорку про «принцип трех З — заботал, здал, забыл», но на самом деле за ними стоят другие, уже далеко не тривиальные, вопросы. Что является настоящим интеллектом, как его развивать, что измеряют тесты IQ, можно ли заблаговременно выявить одаренных детей с особой склонностью к математике или иной науке? Еще более фундаментальный вопрос — что именно необходимо для работы математика, как и за счет чего наш мозг доказывает теоремы и как решает задачи, решение которых у суперкомпьютеров может занимать многие месяцы? Известен пример того, как биофизикам, исследующим взаимодействие белковых молекул, удалось при помощи привлеченных к складыванию трехмерных моделей добровольцев (проект FoldIt) определить структуру белка точнее и лучше, чем при помощи многомесячных расчетов: за счет чего мозг школьников (а среди добровольцев их было немало!) добивается столь впечатляющего результата?

С практической точки зрения новое исследование тоже немаловажно. По мнению авторов, оно лишний раз указывает на то, что развивать интерес к предмету важнее, чем искать изначально одаренных детей и уж тем более заставлять учить «назубок» ради высоких оценок. Германские школьники в последние несколько десятилетий показывают далеко не самые выдающиеся результаты на международных математических олимпиадах, так что на исследование был и общественный заказ.




Povsyudu.ru © Научные достижения, открытия и нοвая техниκа.