"Улица Сезам" помогла ученым проследить за развитием мозга детей

Считается, что мозг детей продолжает интенсивно меняться и развиваться в первые два десятка лет жизни. В этот процесс вмешиваются индивидуальные генетические и социальные различия, благодаря которым некоторые школьники и подростки вырываются вперед в деле накопления интеллектуального багажа. Нейрофизиологи и психологи долгое время изучают эти факторы, пытаясь понять, что приводит к отставанию в умственном развитии.

Группа ученых под руководством Джессики Кантлон (Jessica Cantlon) из Рочестерского университета (США) обнаружила, что развлекательные передачи являются хорошим индикатором развития детей, изучив результаты томограмм дошколят и школьников, просматривавших серию «Улицы Сезам».

Авторы статьи собрали группу добровольцев из 27 детей в возрасте от четырех до 11 лет и такого же количества взрослых, которых они поместили в функциональный томограф и попросили просмотреть одну и ту же серию «Улицы Сезам». Ученые собрали томограммы и составили карты активности в разных частях мозга детей и взрослых, после чего сравнили их между собой.

Оказалось, что карты активности мозга у самых одаренных детей, набравших максимальное количество баллов в тестах по математике и родному языку, была больше всего похожа на томограммы взрослых. Данная зависимость сохранялась во всех возрастных категориях детей и взрослых, изученных Кантлон и ее коллегами.

Обнаружив столь необычную зависимость, исследователи попытались найти ее в более простых экспериментах. На этот раз биологи просили своих подопечных решить несколько простейших задач — сопоставить одинаковые фигуры или слова — и следили за работой их мозга.

Данный эксперимент закончился неудачно — связь между рисунком нервной активности и интеллектуальным развитием детей отсутствовала. Нейрофизиологи полагают, что подобные опыты задействуют слишком небольшое число зон в мозге людей, связанных с интеллектом. Их случайное расположение в мозге разных индивидов является причиной того, почему ученые не могли найти подобную взаимосвязь в предыдущих опытах.

«Мы выяснили, что рисунок активности в мозге во время повседневных дел, таких как просмотр телевизора, напрямую связан с интеллектуальным развитием человека. Мы не пропагандируем просмотр телевидения, однако нам удалось показать, что телевизионные программы можно использовать в качестве инструмента для изучения развития детей», — заключает Кантлон.




Povsyudu.ru © Научные достижения, открытия и нοвая техниκа.