Способность человека к языкам можно оценить довольно рано, буквально на первом году жизни. Об этом в журнале Brain and Language пишут исследователи из Вашингтонского университета (США). Учёные делали МРТ-сканирование мозга 19 мальчикам и девочкам семимесячного возраста. Отдельно оценивалось состояние серого вещества, состоящего из тел нейронов, и белого вещества, которое служит проводящими информационными путями между областями мозга.
Через пять месяцев, когда дети уже начали осваивать речь, с ними провели языковые тесты. Малыши должны были узнавать знакомые слова, включая имена собственные, кроме того, у них проверяли, могут ли они издавать конкретные звуки, которые есть в языке, и вообще, насколько их лепет приближается к членораздельной речи. В этом возрасте дети произносят не так много слов, но общую динамику их языковых усилий понять можно.
Исследователи совместили данные языковых тестов с показателями сканирования. Оказалось, что лучшие успехи показали те малыши, у которых было больше серого и белого вещества в двух структурах мозга, гиппокампе и мозжечке. Следует заметить, что это первое исследование, в котором эти структуры оказались связаны с речевыми функциями (по крайней мере у детей): мозжечок, как известно, отвечает за двигательный контроль, а гиппокамп — это узел памяти. Хотя нельзя сказать, что память и контроль над движениями так уж далеко отстоят от речевых способностей. Ребёнок, учась говорить, запоминает звуки, то есть работает гиппокампом, а потом пытается воспроизвести их, напрягая мышцы языка, гортани и т. д., и тут эстафету принимает мозжечок. Другое дело, можно ли с помощью этих данных предсказать способность к иностранным языкам, но на этот вопрос исследователи ответа пока не дают.
Столь раннее определение будущих речевых способностей может оказать родителям неоценимую услугу: они будут заранее знать, следует ли обращать особое внимание на развитие речи у ребёнка или же можно заниматься чем-то более важным, а с родным языком дитя справится само.
Подготовлено по материалам Вашингтонского университета.