Точнее, по инфразвуку, колебаниям с частотой меньше 20 Гц. Такой звук слышен везде, даже там, где нет городов, колышимых ветром деревьев — даже над абсолютно ровной и твердой пустыней присутствует инфразвуковой фон. Откуда берутся эти звуки, если нет ни ветра, ни живых существ? На странице Science Now, где рассказывается об открытии, можно послушать обработанные и усиленные звуки, создаваемые колебаниями земной коры, океана или же возникающими непосредственно в атмосфере волновыми процессами.
Исследователь Джонатан Хагструм из Геологической службы США проанализировал распространение инфразвука в атмосфере и продемонстрировал то, что потеря выпущенных в Корнельском университете голубей была вызвана расположением холма, закрывшего путь звуковым волнам в то место, где и располагалась голубятня. А еще гипотеза о инфразвуковой карте объясняет потерю птиц над Ла-Маншем во время соревнований 1997 года, когда к цели не вышло более 60 тысяч почтовых голубей, выпущенных из Франции в сторону Англии.
Случаи в Корнельском университете, которых с 1968 по 1987 год накопилось внушительное количество, до этого объяснить толком не удавалось и это был некий аналог «бермудского треугольника» — пусть не столь известный широкой публике, но зато вполне реальный (см. например, статью 1996 года в The Journal of Experimental Biology). Ученые предполагали, что голубей сбивают с толку магнитные аномалии, но разобраться до конца не удавалось; инфразвуковая гипотеза, как уверяет ее автор, способна разрешить давнюю загадку.
Потеря птиц над Ла-Маншем, разумеется, связана уже не с особенностью местности, так как пролив между Европой и Британскими островами вовсе не пользуется столь мрачной среди владельцев голубятен репутацией. По мнению Хагструма, соревнования просто проводились во время пролета над этим местом сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд», который потом сняли с эксплуатации в том числе и из-за слишком высокого уровня шума. Создаваемый авиалайнером инфразвук мог сбить с курса птиц и, действительно, записи говорят как минимум о совпадении времени рейса с промежутком, когда голуби пересекали пролив.