Хотите, чтобы ваш ребенок с детства занимался инновационными технологиями, ездил по лучшим российским и заграничным соревнованиям, а в итоге легко учился в лучших технических вузах и, вполне возможно, получил работу в одной из крупнейших мировых компаний? Тогда пусть он учится строить роботов с младых ногтей!
Уже пять лет всю отечественную молодежь, объединяет ежегодный всероссийский фестиваль «РобоФест». В Москву со всей страны съезжается масса участников — на «РобоФест-2013» приехало более двух тысяч детей, представляющих 450 команд из всех областей России. Робототехника — один из примеров серьезно развитого в нашей стране направления технического творчества детей и юношества. Это интересно и круто, это прогрессивно и инновационно, это не только развитие мышления и креатива, но и очень серьезный задел для дальнейшего высшего образования в этой сфере.
Рассказывает руководитель робототехнического кружка лицея №165 им. 65-летия ГАЗ Наталья Царькова:
— Наш лицей является участником федеральной программы «Робототехника», целью которой является популяризация робототехники для поднятия престижа инженерных профессий. Мы получили федеральный грант, на который закупили оборудование для робототехнического кружка, в рамках которого также сотрудничаем с кафедрой робототехники нижегородского НГТУ им. Алексеева.
Разработки юных роботостроителей — это не просто способ отвлечь детей от улицы и «зомбоящика», а весьма серьезные конструкции, с которыми подростки выходят на российские отборочные туры конкурсов, а потом и в международные финалы, типа Североамериканских всемирных соревнований роботов FIRST, Азиатско-Тихоокеанских ABU ROBOCON и Международных состязаний роботов WRO. Помимо этого наши молодые робототехники регулярно принимают участие в международных программах обмена между институтами и регулярно ездят к своим коллегам в Японию, Малайзию, США и многие другие страны.
— Мы начинали скромно, но сейчас уже занимаем первые места в самых разных категориях, — говорит доцент кафедры системотехники Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Дмитрий Петров. — Были в США и даже готовим команду на мировой азиатский чемпионат ABU ROBOCON. На нынешний «РобоФест-2013» мы привезли несколько роботов-участников; один из самых интересных — «Кентавр» — 6-колесная машина, на которой установлен торс человекоподобного робота. Его задача — автономно проехать траекторию, перевернуть две коробки и распознать, что на них написано, продемонстрировав техническое зрение. Робототехника в нашем вузе — это, во-первых, серьезная профориентационная работа, во-вторых, привлечение студентов к основам полноценной проектной деятельности. Плюс, что важно, успехи наших студентов в деле постройки роботов реально отражаются на их дальнейшем трудоустройстве. К примеру, мои студенты из тех, кто участвовал в робоконкурсах, все успешно устроились в крупные компании, занимающиеся промышленной автоматикой.
* * *
Робототехникой можно заниматься с любого возраста — даже для малышни существуют технологии для создания роботов. Ребята постарше уже строят роботов в лучших традициях технических кружков, осваивая целый комплекс навыков — от программирования микроконтроллеров до слесарных работ напильником и паяльником. При этом не стоит воспринимать робототехнику как дорогостоящее занятие — к примеру, популярный во всем мире «мозг робота», универсальный микроконтроллер под названием «Ардуино», который можно самостоятельно настроить на выполнение самых разных задач, стоит всего $25.
Андрей ПОЧЕТНЫЙ, Центр информационных технологий, г. Пикалево, Ленинградская обл.:
— На базе нашего Центра информационных технологий не так давно был открыт ресурсный центр робототехники в рамках программ «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» и «Новое Пикалево. Цель всего этого — и образовательная, и социальная, и подготовка кадров для нашего основного предприятия — цементного завода. К примеру, одна из работ, которую ведут дети, — это разработка летающего робота-беспилотника, который должен обследовать высокую трубу завода, для чего сейчас приходится регулярно нанимать промальпинистов.
Студенческие же команды создают сложнейшие даже по взрослым меркам программно-аппаратные робототехнические системы, сердцем которых являются полноценные компьютеры, а мир они воспринимают при помощи многочисленных видеокамер, ультразвуковых радаров, инфракрасных датчиков. Такие роботы могут выглядеть как человекоподобные андроиды, умеют самостоятельно играть в игры типа футбола, сражаться в боксерских поединках, проходить по лабиринтам, распознавать и переносить предметы и многое другое.
Ильмира ШАРАФУТДИНОВА, руководитель проекта робототехники Уфимского государственного колледжа радиотехники:
— Мы занимаемся роботами с 2007 года — начинали с готовых роботов корейского производства, на которых наши студенты тренировались в программировании, и весьма успешно, — наши танцующие роботы прославились на всю страну, их показывали все федеральные телеканалы! Сейчас мы делаем весьма серьезных андроидов в человеческий рост, с изготовлением корпусов их тел на 3D-принтере, сконструировали робота-пожарного в виде самоходной платформы с управляемым распылителем, которая способна тянуть за собой емкость с тушащей жидкостью весом до полутонны, а также дорабатываем робот-автомобиль, сделанный на базе специально приобретенного нашим колледжем старенького Jeep Cherokee — его уже оснастили электроприводами руля и педалей и он успешно управляется с пульта!