«К примеру, просмотр египетских пирамид не сделает нам понятным то, как их строили. Аналогичным образом, изучение мозга взрослых людей не поможет нам выяснить причины того, как развивается аутизм или шизофрения. С другой стороны, изучая мозг зародыша или ребенка, мы можем рассмотреть “строительные леса” в виде особых генов, повреждение или некорректная работа которых приводит к развитию аномалий», — заявил Золтар Молнар (Zoltar Molnar) из Оксфордского университета (Великобритания).
Молнар и его коллеги пришли к такому выводу, проследив за развитием мозга мыши с 15 дня с момента зачатия, отслеживая все изменения в работе генов, происходившие по мере взросления. Авторы статьи обращали особое внимание на те участки генома, которые ранее связывались с развитием шизофрении, аутизма или других психических расстройств.
Наблюдая за развитием так называемой подпластины зародыша — основы будущей коры мозга — ученые заметили, что гены аутизма и шизофрении были активны только на ранних этапах развития зародыша и во время первых дней жизни мышат.
Ученые воспользовались полученными данными для составления карты активности данных генов в нервных клетках мышей во время формирования плода и развития ребенка. Молнар и его коллеги опубликовали ее в открытом доступе в интернете. Как полагают биологи, подготовленная ими база данных поможет понять, как аномалии в этих генах влияют на развитие психических расстройств, а также открыть новые участки ДНК, связанные с развитием аутизма.