«Если бы мы не натолкнулись на исследование других папирусов, которые относились к тому же временному периоду и использовали те же чернила, что и “Евангелие от Иуды”, нам было бы гораздо сложнее доказать подлинность этого документа. Эти папирусы стали ключевым “вещдоком”, который заставил нас признать то, что чернила “Евангелия” не были подделаны», — заявил Бараб.
Бараб и его коллеги начали исследование «Евангелия от Иуды» в 2006 году в рамках проекта, который был запущен Национальным Географическим обществом США. Археологи изучили химический состав чернил, изотопный состав бумаги и другие ее свойства, после чего пришли к выводу, что папирус был подлинным. Некоторые выводы авторов работы вызывали критику со стороны других ученых.
В частности, сомнения вызывал химический состав чернил, в составе которых отсутствовали соли серной кислоты, традиционные для поздней античности и раннего средневековья. Кроме того, в них содержалось необычно много атомов меди, что было характерно для чернил из более древних периодов. Это позволило критикам говорить о том, что данный документ был написан не в 1-3 веке нашей эры, а гораздо позже, и был подделкой, созданной для выманивания денег из коллекционеров и музеев.
Через несколько лет Бараб натолкнулся на работу одного из французских археологов, изучавшего египетские папирусы 1-3 века, хранившиеся в Лувре. Эти тексты, представлявшие собой свидетельства о браках и земельных сделках, были написаны аналогичными чернилами. Как полагают авторы работы, они представляли собой «переходный вариант» между древними медными пигментами и «средневековыми» чернилами на базе сульфата железа и экстракта из чернильных орешков.
«Евангелие от Иуды» представляет собой многостраничный папирус, написанный на языке коптов и содержащий в себе альтернативную историю взаимоотношений Иисуса и Иуды. Считается, что он был написан во 2-3 веке нашей эры одним из представителей секты гностиков, широко распространенной на востоке Римской Империи. В хрониках встречаются упоминания о критике этого «Евангелия» со стороны ведущих богословов того времени.
Рукописный вариант этого документа был захоронен в начале 4 века вместе с другими священнописаниями гностиков в библиотеке в районе деревни Наг-Хаммади, где они были найдены середине 20 века. Во время раскопок текст «Евангелия» был украден и продан на «черном рынке», откуда он попал в руки коллекционеров, сохранявших его существование в тайне до конца 20 века.