При помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ) канадские ученые обнаружили, что когда человек впервые слышит какую-то музыку, в его мозгу возбуждаются те же участки центра удовольствия, которые активируются во время секса или приема любимой пищи. И чем больше удовольствия получает человек, слушая музыку, тем сильнее это сходство.
Доктор Вэлори Салимпур (Valorie Salimpoor) из Клинического института неврологии Монреаля, который руководил исследованием, рассказывает: «Когда люди слушают музыкальное произведение, которого раньше не слышали, то понять, понравится ли она им и купят ли они ее, помогает активизация одного участка головного мозга, который может “прогнозировать” это с достаточной точностью и неизменно. Этот участок – прилежащее ядро или центр удовольствия, который участвует в формировании ожиданий, способных принести удовольствие».
Участники эксперимента слушали 60 незнакомых музыкальных фрагментов, и в это же время им проводили функциональную МРТ. Затем испытуемые называли ставки, которые они готовы были заплатить за каждое из произведений на аукционе.
По словам ученых, результаты эксперимента позволяют точно определить, почему нам кажется, что новая музыка доставляет нам удовольствие. «Музыка обладает такой выраженной способностью оказывать эмоциональное воздействие потому, что она формирует предвкушение и ожидание.
Активизация центра удовольствия указывает на то, что ожидания оправдались в полной или даже большей мере, и в нашем исследовании мы выяснили, что, чем сильнее активизируется этот участок головного мозга в процессе прослушивания музыки, тем больше денег они готовы за эту музыку заплатить.
“Когда участники эксперимента слушали ту музыку, которую, в конце концов, купили, активизация участка мозга у всех была одинаковой, хотя произведения, которые они наметили купить, были совсем разные.
Эти результаты помогут нам понять, почему разные люди любят разную музыку – у каждого человека есть своя уникальная слуховая зона коры головного мозга, которая формируется на основе всех звуков и музыкальных произведений, услышанных в течение жизни. Кроме того, хранящиеся в нашей памяти звуковые модели, по всей видимости, имеют очень важные для нас эмоциональные ассоциации”.
Вторым важным результатом является то, что центр удовольствия функционирует не обособленно, он взаимодействует со слуховой зоной коры головного мозга – участком, в котором хранится информация о звуках и музыкальных фрагментах, которые нам доводилось слышать. И чем больше удовольствия вызывало конкретное музыкальное произведение, тем более выражен обмен сигналами между этими участками головного мозга.
“Это явление очень интересно, поскольку музыка состоит из множества последовательных звуков, которые поодиночке не имеют особой эмоциональной ценности. Но, сочетаясь друг с другом в соответствии с определенными моделями, они могут со временем действовать как источник удовольствия, — считает доктор Роберт Заторре (Robert Zatorre), научный работник Клинического института неврологии и один из руководителей Международной лаборатории по исследованию мозга, музыки и звука (International Laboratory for Brain, Music and Sound Research).
„Совместная активизация механизмов головного мозга, участвующих в распознавании образов, прогнозировании и формировании эмоций, позволяет нам воспринимать музыку как источник эстетического или интеллектуального удовольствия“.