Рост цен на 10% снижает смертность от алкоголя на треть

Исследование, описанное на страницах специализированного журнала Addiction, было посвящено смертности от трех разных причин. Собственно отравления алкоголем были в первой категории, гибель в несчастных случаях во второй, а смерть от цирроза печени или иного вызванного спиртным заболеванием — в третьей категории. Работу усложнило то, что сравнительно недавно в Канаде ряд провинций еще и разрешил продажу крепких напитков вне государственных магазинов специальной монополии, но обширная статистика по Британской Колумбии помогла преодолеть это затруднение.

Ученые выяснили, что увеличение числа магазинов на 10% приводит к увеличению смертности на два процента; в то же время рост цена на те же 10% снижает общую смертность на треть — сокращение числа торговых точек менее эффективно, чем ограничение рублем… точнее, конечно, канадским долларом (30 рублей по курсу на день новости). Эффект от повышения цен заметен не сразу, но через два-три года отмечается снижение даже числа тех смертей, которые авторы исследования отнесли к «хронической» категории.

Группа медиков во главе с Тимом Стоквеллом, директором Центра по изучения зависимостей при университете Виктории, считает причиной таких изменений в первую очередь уменьшение потребления дешевых крепких напитков. Причем меньше, вопреки расхожему мнению, начинают пить даже злоупотребляющие граждане и именно за их счет снижается общая смертность. «Даже те, кто больше всех потребляет алкоголя, — приводит пресс-служба издательства Wiley слова Стоквелла, — после роста цен на алкоголь начинают пить меньше. Ничем иначе наши данные по Британской Колумбии объяснить не удается».

Ранее о том, что цены на спиртное стоит поднимать ради оздоровления населения в целом, писали многие другие эксперты, включая и российских специалистов. В 2006 году такое предложение появилось в книге социологов Дарьи Халтуриной и Андрея Коротаева «Русский крест». Название этой работы отражает не религиозный, а вполне научный термин (кривая смертности идет вверх, рождаемости — вниз; получается крест на графике), причем ключевым фактором демографического кризиса 90-х годов ученые называют именно высокое потребление крепких спиртных напитков. Из-за алкоголизма растет смертность и падает рождаемость; в качестве профилактических мер Халтурина и Коротаев предлагали рост цен (минимум втрое), ограничение числа мест продажи спиртного и запрет на торговлю им в ночное время суток.

Последние две меры уже приняты во многих регионах, но до самой эффективной, экономической, борьба с алкогольной смертностью еще не дошла.




Povsyudu.ru © Научные достижения, открытия и нοвая техниκа.