"Энергия" космоса

Их путь на Байконур начался в подмосковном Королеве, в цехах ракетно-космической корпорации «Энергия». Здесь создают не только пилотируемые «Союзы» и грузовые «Прогрессы», но и целые космические лаборатории.

Монтажно-испытательный корпус космодрома Байконур. Финальные испытания грузового корабля «Прогресс». Его с осторожностью помещают в барокамеру.

Если все технические показатели будут в норме, то дальше только космос. Полет уже в феврале. Однако путь сюда у каждого изделия долгий. Все начинается в подмосковном Королеве, в главной кузнице российской космонавтики — Ракетно-космической корпорации «Энергия».

Именно здесь долгие годы думал и творил космические шедевры Сергей Королев. Под его руководством создавали баллистические ракеты, стратегические ракетные комплексы. Здесь появились на свет первый искусственный спутник Земли и пилотируемые корабли.

«Так сложилось уже, что все наше общество, вся нация переживает и за успехи, и за неудачи космической отрасли. То есть в отличие от других сфер деятельности России, космическая отрасль является родным делом для очень многих людей», — подчеркнул зампред правительства России Дмитрий Рогозин.

«Энергия» и сегодня ведущее предприятие отечественной космонавтики. Оно стало одним из первых в этом году, куда с рабочим визитом приехал вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин в сопровождении главы Роскосмоса Владимира Поповкина. Обсуждали как день сегодняшний, так и планы на будущее.

«Должно быть пять холдингов, которые сконцентрируют в себе компетенцию, связанную с системами выведения, системами управления, системами разработки спутников, силовых установок, двигателестроения», — поставил задачу Дмитрий Рогозин.

Программа пока в стадии обсуждений. Впрочем, «Энергия» по-прежнему в движении. В ее цехах активно собирают новые корабли.

«В ближайшие 2-3 года мы собираемся сделать модификацию кораблей “Союз” и “Прогресс”, “Союз-МС” и “Прогресс-МС”. В них будет встроено то, что нам уже привычно в жизни – система глобального позиционирования, то есть по-американски GPS, по-нашему ГЛОНАСС», — рассказал руководитель Центра проектирования пилотируемых космических комплексов Игорь Хамиц.

С помощью системы ГЛОНАСС будут определять координаты кораблей, как в космосе, так и точку их посадки на Земле. «Союзы» и «Прогрессы» — лишь часть того, что здесь рождается на свет. Это контрольно-испытательный центр «Энергии».

«Перед тем, как отправить на полигон корабли, здесь досконально проверяют все, что возможно, вплоть до нештатных ситуаций», — пояснил Игорь Хамиц.

На стендах — макет российского сегмента МКС, научные модули, барокамеры, стыковочные агрегаты, солнечные батареи. Все, что необходимо для полноценной, безопасной и серьезной работы на земной орбите. Разработка последних лет – космическая кладовка, модуль «Рассвет». Уже два года он работает на орбите.

«Доставлялся на шаттле, привез 1,5 тонны груза, радиатор для модуля “Наука”. А также привез шлюзовую камеру для модуля “Наука”, которая одной частью пристыкуется к модулю “Наука”. С этой стороны экипаж будет проводить научные эксперименты, закрывать крышку, а дальше снаружи, с помощью этих механизмов, давление будет падать, крышка отойдет, и будет выдвигаться научная аппаратура», — поясняет, как работает космическая аппаратура на орбите Игорь Хамиц.

Шлюзовая камера – возможность проводить эксперименты в условиях открытого космоса без участия космонавтов. Все работы выполняет умная автоматика. 20-тонный модуль «Наука», где все это будет установлено, пока испытывается на Земле.

«Наука» в 5 раз больше своих предшественников. На модуле уже установлены холодильники-морозильники, виброизоляционная платформа. Все это позволит ученым увеличить количество экспериментов на земной орбите. Летом «Науку» отправят на полигон для финальных испытаний, а в конце года ее доставят на МКС. Тем временем, в «Энергии» уже трудятся над новым проектом.

«Мы делаем сейчас новый пилотируемый космический корабль, который должен летать на любых орбитах, включая орбиту Луны, доставлять на орбиту, в отличие от “Союза” не три, а четыре человека», — не без гордости рассказывает о новых проектах Центра проектирования пилотируемых космических комплексов Игорь Хамиц.

От проекта до реального полета, по первым подсчетам, около 5 лет. А пока на орбиту готовятся очередные «Союзы». Эта машина уже в мае 2013 года доставит на МКС интернациональный экипаж с космонавтом Федором Юрчихиным и астронавтами Карен Найберг и Лукой Парметано.




Povsyudu.ru © Научные достижения, открытия и нοвая техниκа.