Благодаря комплексу «Морской старт» в России сохраняются ракетно-космические технологии, необходимые для освоения Луны и Марса. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС президент — генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота.
— В последнее время все заговорили о плавучем космодроме «Морской старт». К сожалению, это связано с неудачным запуском 1 февраля ракеты-носителя «Зенит». Что уже сейчас можно сказать о причинах этой аварии?
— Пока аварийная комиссия не закончит работу, причины аварии называть преждевременно. На сегодняшний день можно точно сказать, что ни к двигателю, ни к системе управления, ни к конструкции самой ракеты замечаний нет.
В настоящее время практически в круглосуточном режиме работают ряд комиссий: в США на «Морском старте», в Ракетно-космической корпорации «Энергия», НПЦ АП и НПО «Энергомаш» (Россия), в КБ «Южное» и на «Южмашзаводе» (Украина). Поручением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева организована комиссия Роскосмоса, которая также занимается разбором причин неудачного запуска. К нам обратились заказчики — спутниковые операторы — и попросили, чтобы их также включили в работу аварийной комиссии.
В общем, всего работает несколько комиссий, но основная, которая будет представлять окончательное заключение заказчикам пусковых услуг, — это комиссия «Морского старта». Туда входит не только российско-украинская кооперация, но и кооперация американской компании «Боинг», и международная организация спутниковой связи «Интелсат». При интенсивной работе этих комиссий мы надеемся, что в ближайшее время будут конкретизированы причины аварийного пуска.
Но уже сегодня можно сказать, что по всем параметрам, которые мы получили по телеметрии, у нас вопросов к работе двигателя и системы управления «Зенита» нет. Двигатель отработал штатно от момента включения, и выключился по команде аварийного выключения от системы управления. Система управления работала без замечаний и обеспечила увод ракеты-носителя от стартового комплекса на безопасное расстояние, и выдала команду на аварийное отключение двигателя, в соответствии с развитием нештатной ситуации.
— В прессе появился ряд критических публикаций, в частности о том, что программа «Морской старт» якобы убыточна. Так ли это? И как отразится февральский неудачный запуск на количестве последующих пусков с плавучей платформы в Тихом океане?
— Для того, чтобы «Морской старт» существовал безубыточно, необходимо проводить три запуска в год. В 2012 году такое количество запусков было осуществлено. И это при том, что наши коллеги, которые предоставляют на рынке аналогичные услуги, существенно демпинговали цены. Что касается пусковой программы текущего года, то она окончательно определится по результатам работы комиссии. Очередная ракета будет готова уже в июне-июле месяце, осенью будет готовность еще одной ракеты. Могу сказать, что на сегодняшний день в рамках программы реструктуризации «Морской старт» имеет в своем портфеле порядка 9 заказчиков. На 2014 год у нас запланировано 4 запуска, на 2015 — 5 запусков.
Хотел бы отметить, что «Морской старт» реализует самые эффективные ракетно-космические технологии, имеющиеся сегодня в мировой практике ракетостроения. В нем используются самый лучший и эффективный двигатель 800 тонной тяги (РД-171), надежная система управления, полностью автоматизированный процесс подготовки и проведения пуска. Это, по сути, то, на что сегодня ориентируется мировое ракетостроение. Кроме того, ракета-носитель «Зенит» хорошо себя зарекомендовала. Если посмотреть международную статистику выведения спутников, то проект «Морской старт», по точности доставки их (спутников) на геопереходную орбиту, — лучший среди всех компаний мира, а это — сэкономленное топливо космического аппарата и, следовательно, увеличение срока его активного существования на рабочей (геостационарной) орбите.
Необходимо отметить, что всего, в данной конструктивной конфигурации ракеты-носителя «Зенит», было проведено порядка 80 пусков. С учетом летных испытаний, это достаточно высокая надежность, чтобы планировать на ней начало летных испытаний пилотируемого корабля нового поколения в автоматическом режиме в 2017 году. Других ракет-носителей для решения этой задачи в обозримом будущем не предвидится.
— Есть ли заинтересованность иностранных компаний в этом плавучем космодроме?
— В неофициальном порядке с этим предложением обращались представители нескольких зарубежных стран. Официальный запрос о покупке поступал от австралийской стороны. Предлагался вариант базирования судов «Морского старта» в портах этой страны. Эти компании оценивают проект «Морской старт» как экономически выгодный. И мы с ними в этом согласны.
— Насколько соответствует действительности появившаяся в СМИ информация о возможном выкупе «Морского старта» государством?
Подобных заявлений, которые приписываются мне, не делалось. То, что это широко обсуждается в прессе можно отнести к проводникам недобросовестной конкуренции внутри нашей страны. На совещании в РКК «Энергия», которое в январе проводил вице-премьер Дмитрий Рогозин было отмечено, что проект «Морской старт» — на сегодня единственный реальный проект, использующий технологии, которые позволят нашей стране в приемлемо короткие сроки и в приемлемом для государства финансировании создать сверхтяжелый носитель, позволяющий решать перспективные задачи исследования и освоения дальнего космоса (Луны, Марса, астероидов и так далее). Именно эти технологии уже имеют необходимую лётную готовность и могут быть заложены в создание следующего поколения перспективных для России ракет-носителей.
В связи с рядом публикаций, искажающих истинное состояние работ по «Морскому старту», в российской прессе, компания «Боинг» обратилась в суд Калифорнии. В сложившейся ситуации разбираются юристы.
— Насколько соответствуют действительности сообщения о якобы имеющейся у РКК «Энергии» большой кредиторской задолженности?
Да, кто-то действительно распространяет заведомо ложную информацию о якобы имеющейся у РКК «Энергия» кредиторской задолженности в размере около 30 млрд рублей, и умышленно связывают это с «Морским стартом». При этом не поясняют, что в бухгалтерском учете на эту статью вносятся и все предварительные авансы, которые РКК «Энергия» получает от заказчиков на выполнение работ. Мы ежегодно изготавливаем космические корабли: 4 пилотируемых и 5-6 грузовых, то есть порядка 9-10 кораблей с технологическим циклом изготовления до 3 лет. Только после запуска эти корабли реализуются как товар. Поэтому авансы, которые на корабли приходят, отражаются в статье «кредиторская задолженность». На сегодняшний день в РКК находятся на производстве более 30 космических кораблей в разной степени готовности. Есть и ряд других капиталоёмких заказов. Все это хорошо известно экономистам и профессионалам. Наша отчетность, как акционерной компании, открыто публикуется.
— Почему России необходимо сохранить за собой «Морской старт»?
Во многом благодаря проекту «Морской старт» обеспечено сохранение технологий производства 800 тонных двигателей и лучшая в мире школа двигателестроения НПО «Энергомаш». Для сохранения технологической устойчивости такого уникального производства потребовалось обеспечить выпуск до 6-8 двигателей в год. С третьего квартала 2010 года РКК «Энергия» является управляющей компанией «НПО Энергомаш» и сделала все необходимое, чтобы выправить ситуацию. На тот момент на предприятии было собрано всего несколько двигателей. Совместно с руководителями производств и коллективом предприятия удалось до конца 2010 года организовать выпуск 8 двигателей. В 2011 году уже было произведено 17 двигателей, в 2012 году — 19 двигателей. Уровень дохода за 2010 год составил 2,8 млрд рублей, а в 2012 году — уже около 8 млрд рублей. В 2010 году предприятие имело убыток 600 млн рублей, а в 2012 году получили прибыль в 100 млн рублей. Проблемы производства мощных двигателей для ракетно-космической промышленности практически преодолены всего лишь за 2 года, и об этом свидетельствуют производственные показатели.
Проект «Морской старт», использующий российско-украинскую РН «Зенит», сохраняет и эволюционно развивает уникальные ракетно-космические технологии РН «Энергия», созданные в рамках пилотируемых и специальных программ Советского Союза. В этом проекте с использованием эффективной ракеты среднего класса (как РН «Союз») решаются задачи выведения с экватора на геостационарную орбиту массы полезного груза такой же, как и ракетой тяжелого класса «Протон» с космодрома Байконур. Сегодня «Морской старт» обеспечивает летную квалификацию для основных и лучших в мире ракетно-космических технологий, и сохраняет возможность создания в России ракет-носителей сверхтяжелого класса для решения важных и перспективных задач в кратчайшие сроки и при приемлемом финансировании. Аналогичная программа реализуется в США к 2017 году.
— На базе РКК «Энергия» должен быть создан ракетно-космический холдинг, объединяющий помимо «Энергомаша» другие предприятия. Как идет процесс формирования этой структуры?
— Насколько известно, всего в ракетно-космической отрасли предполагается иметь около 5-6 холдингов. Один из них должен быть создан на базе РКК «Энергия», так как здесь сохранилась уникальная школа ракетно-космической технологий. Сохранить сегодня космическое наследие и быть конкурентоспособными на мировом рынке мы сможем, имея холдинг, в который войдут РКК «Энергия», ЦСКБ «Прогресс», НПО «Энергомаш» и т.д. (традиционные партнеры нашей организации от истоков развития отечественной ракетной техники и мировой космонавтики), которые совместно будут способны обеспечить выход нашей промышленности на мировой технологический уровень в кратчайшие сроки. Для коллектива РКК «Энергия» и перечисленных выше предприятий это посильная задача. Здесь достигнуты ощутимые результаты, налажена широкая взаимовыгодная кооперация с ведущими зарубежными космическими производителями и заказчиками. Надо делать следующие шаги.
Предложение Роскосмоса о включении НПО им. Лавочкина и других предприятий нами так же принимается в связи с тем, что интеграция задач по исследованию и освоению дальнего космоса позволит организовать их рациональную реализацию. Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин во время посещения нашей корпорации сказал, что ждет предложений от РКК «Энергии». Такие предложения, по созданию холдинга на базе РКК «Энергия», еще в январе были направлены в правительство РФ и в Роскосмос. На мой взгляд, при создании холдингов должна быть сохранена конкурентная среда. Она может обеспечиваться взаимными поставками холдингов друг другу. Например, один поставляет маршевые двигатели первой ступени, а другой двигатели второй и прочее. Это сохранит космическую отрасль: никто не сможет стать монополистом и манипулировать ценами, разрушающими отечественную космонавтику.
— РКК «Энергия» создает пилотируемые космические корабли «Союз», которые на сегодняшний день единственные в мире доставляют космонавтов и астронавтов на МКС. Помимо этого, корпорация разрабатывает перспективный транспортный корабль. На какой стадии находятся работы?
— В 1 февраля 2013 года мы рассмотрели и защитили на Научно-техническом совете РКК «Энергия» технический проект перспективного транспортного корабля (ПТК), который создается в рамках перспективной пилотируемой транспортной системы. В настоящее время проект передали в Роскосмос. Его рассмотрение должно пройти в течение этого месяца. Федеральное космическое агентство поручило в свою очередь организовать его рассмотрение ЦНИИмашу. Однако ракеты-носителя для этого корабля пока нет. В техническом задании на проект для выведения корабля предусмотрена ракета-носитель «Амур», которую планируется создать на основе одного из вариантов РН «Ангара», которой нет, а ее первый вариант-ракета легкого класса создается уже около 20-ти лет.
В прошлом году мы предложили создать энергетически и экономически эффективную ракету-носитель сверхтяжелого класса, эволюционно развивая технологии РН «Энергия», имеющей лётную квалификацию и сохраненные благодаря «Морскому старту». Но пока дальше разговоров дело не пошло. Эта ракета, имея такого предшественника, может быть создана в кратчайшие сроки.
— К какому году будет готов перспективный корабль?
— РКК «Энергия», при наличии соответствующего финансирования, сделает все, чтобы корабль был готов к 2017 году.
— В прошлом году РКК «Энергия» выиграла тендер на создание научно-энергетического модуля для МКС — НЭМ-1. Что уже сделано в рамках данного проекта?
— Сейчас идет стадия проектирования. Завершение проектирования ожидается к 2015 году. Если все будет по плану, то запуск можно ожидать в 2016-2017 годах. Модуль станет одним из основных элементов российского сегмента МКС и, возможно, будущей станции.
Реализация крупномасштабных высокотехнологичных космических проектов, безусловно, дело международное. Мы в РКК «Энергия», учитывая ограниченный ресурс существующих модулей МКС и задержку создания российского сегмента, провели инициативную проработку возможности реализовать на базе создаваемой части будущего российского сегмента МКС (включая узловой модуль, НЭМ-1 и другие) международную околоземную орбитальную базу нового поколения. Она может стать неким «сборочным цехом» формирования и испытаний межпланетных комплексов и космических систем.
В НЭМе будет использована современные научная аппаратура, системы жизнеобеспечения, управления и энергетика. Модуль будет просторным, жизненное пространство для космонавтов будет составлять около 200 кубических метров. Надеюсь, что Роскосмос эту инициативу поддержит.
— Известно, что в июне 2011 года в Ле-Бурже по поручению и при участии Владимира Путина был подписан договор с Европейским аэрокосмическим и оборонным концерном — EADS Astrium — о стратегическом партнерстве по созданию в России на РКК «Энергия» совместного производства конкурентоспособной космической техники". В каком состоянии находится этот процесс?
— Идет ряд организационных процедур и оформление документов по созданию предприятия. Но уже сегодня наши специалисты совместно проектируют облики современной и конкурентоспособной космической техники, кооперируются при выполнении ряда контрактов. Обмениваемся специалистами, дискутируем о перспективных проектах и возможностях, сотрудники проходят стажировку на космических предприятиях в Европе, формируется единая команда и инструментарий проектирования для освоения перспективных технологий. Проектируемые современные космические средства позволят потребителям получать информацию в реальном масштабе времени в любой точке земного шара.
Мы уже сделали аван-проект самого производства, согласовали все его техническое оснащение. Будут использоваться самые последние достижения, которые есть в мире, это позволит на 6-8 месяцев сократить сборочно-испытательную стадию производства.
Сейчас на территории РКК «Энергия» идет определенная перекомпоновка целого ряда производств. На освободившихся площадях мы компактно расположим производства мирового технологического уровня. Думаю, что все работы по организации совместного производства завершатся в течение 1,5 лет.
Милена Коновалова(ИТАР-ТАСС, Москва)