Первая отечественная установка лазерного зажигания для двигателей внутреннего сгорания выходит на рабочую мощность. Аналогичные исследования в стране пока никто не производил, на Западе ведут Япония и Америка. Конкуренция жесткая. Зачем это делать – объяснить просто. Система существенно экономит топливо и снижает выбросы вредных веществ в атмосферу.
«Мы сказали: “Да”! Это, конечно, первый результат, насколько я знаю, вообще в нашей стране», — говорит аспирант Нижегородского Политехнического университета имени Алексеева Александр Егоров.
Научное название проекта «Интеллектуальные системы». Финансовые затраты – всего 100 тысяч рублей. Три профессора двух нижегородских университетов и студенты-выпускники соединили двигатель со старым (еще советским) лазером, разработали микросхему. Запустили установку. И осуществили лазерное зажигание автомобильного двигателя.
«Пока это только лабораторная установка, но будущая свеча станет компактной», — обещает заведующий кафедрой энергетических установок и тепловых двигателей Нижегородского Политехнического университета имени Алексеева профессор Владимир Химич.
Новое устройство поджигает топливную смесь концентрированными световыми импульсами. Как объясняют изобретатели, они могут сосредоточить импульс в центре камеры, что обеспечивает полное сгорание смеси. Это быстрее, чем с обычной свечой (от искры), процесс легко контролировать. Все вместе повышает экономичность мотора.
«Хочется чего-то сделать настоящего, что бы было бы лучше, чем у других, чем за бугром», — признается Александр Андронов, профессор Нижегородского университета, главный научный сотрудник Института физики микроструктур РАН.
Опытный образец еще не совсем готов к внедрению. Первая партия керамических лазерных свечей должна быть готова к концу года. Планам физиков может помешать банальное отсутствие денег. Однако результат уже есть. И технологи настолько уникальна что ее использование в других областях наверняка окупит все затраты.
Со слов экспериментаторов, керамические лазерные свечи можно производить недорого и в больших объемах. Пока, правда, новинка не была установлена на автомобиле. Такими тестами ученые планируют заняться в ближайшее время.