Жесткие, огневые испытания двигатели, созданные самарским конструктором Николаем Кузнецовым, теперь проходят несколько раз в год. Техника, в свое время разработанная, чтобы доставить на Луну советских космонавтов, через полвека оказалась востребована совсем в других проектах. Ракеты с двигателем НК-33 будут выводить на орбиту различные спутники, например, дистанционного зондирования земли, наблюдения за погодой, навигации. Потребность в таких аппаратах растет ежегодно. Поэтому предполагается, что и ракеты-носители, и самарский двигатель будут очень востребованы на мировом рынке космических услуг.
Удивительный факт, что после закрытия советской лунной программы все двигатели НК-33 было приказано уничтожить. Но самарские конструкторы не послушались, и как оказалось, сделали правильно. Сейчас на базе сохранившихся НК-33 в России построена легкая ракета семейства «Союз», а в Америке — более мощная «Таурас-2-Антарес».
Создание российской ракеты ведется под контролем Министерства обороны, американской — совместно с компанией «Аэроджет». Зарубежные партнеры подтвердили готовность приобрести у самарского предприятия в течение 10 лет 50 новых двигателей.
От первых запусков будет зависеть судьба всего проекта НК-33. Если ракеты подтвердят заявленные параметры, то речь может идти о восстановлении серийного производства двигателя, которое остановилось полвека назад.