«Мы можем ожидать, что к середине века средняя сила случаев турбулентности увеличится от 10-40% по сравнению с доиндустриальными значениями, при этом доля атмосферы, где в любой момент времени наблюдается турбулентности вырастет от 40% до 170%», — сказал Уильямс, представляя результаты своего исследования на конференции Европейского геофизического союза в Вене.
Зоны турбулентности в чистом небе, где потоки воздуха «кидают» авиалайнер вверх-вниз, — до сих пор не решенная проблема для авиакомпаний, поскольку не существует надежных способов обнаружить их заранее. Существующие методы прогноза опираются в основном на доклады пилотов. Согласно оценкам экспертов, прохождение зон турбулентности занимает около 3-4% от времени авиарейса.
Уильмс и его коллега Манодж Джоши (Manoj Joshi) из университета Восточной Англии с помощью расчетов на суперкомпьютере попытались впервые выяснить, как изменение климата скажется на авиационной отрасли. Они моделировали состояние атмосферы в течение зимних месяцев в условиях, когда концентрация углекислого газа вырастет вдвое по сравнению с доиндустриальной эпохой — этого значения уровень СО2 может достичь к 2050-м годам.
В результате ученые получили картину распределения зон нестабильности в атмосфере, причем оказалось, что одно из таких «пятен» почти постоянно находится на одной из самых оживленных авиатрасс мира — над северной Атлантикой, где пролегают маршруты из Европы в США и Канаду. Уильямс отмечает, что из-за этого авиакомпаниям придется менять маршруты, а значит тратить больше топлива и нести убытки.